Фролов-Буканов Д.В. (f_b_dima) wrote,
Фролов-Буканов Д.В.
f_b_dima

       Мальчик (3 класс) попросил меня объяснить явление теплопроводности по предмету окружающий мир. Это у них типа физика. Открываю нужную страницу их учебника. Смотрю, читаю и удивляюсь. Там трёп про теплопроводность воды. Нарисован опыт: открытая колба с водой, наклонённая слегка, нагревается небольшим пламенем горелки в верхней её части. Там, вверху, вода закипает, а внизу – нет. И из этого безобразия предлагается сделать вывод: вода обладает низкой теплопроводностью. 
       Я сказал ребёнку, что из представленной картинки не следует никакого вывода, кроме того, что любой материал имеет свойство нагреваться постепенно и неравномерно, что, собственно,  и так понятно медведю даже безо всякого опыта. Про то, что автор учебника дебил и вся система нашего образования, от садика до универа, превратилась в полный отстой, я утаил, но думаю, что ребёнок и так поймёт. Со временем. А пока, наверное, баранку сегодня получит.

     Поясню. 
     Во-первых, про конвекцию жидкостей или газов в книжке – ни слова. Это, хотя и другая песня, но сказать-то надо было, ведь если снизу греть колбу, то картина совсем другая. 
     Во-вторых, ни слова про то, что даже если бы у воды была теплопроводность очень высокая, как у алюминия к примеру, она при таком опыте всё равно внизу закипела бы нескоро. Ведь при неизменном внешнем давлении температура кипящей жидкости постоянна, и поэтому даже при идеальной теплопроводности температура воды на удалении от точки нагрева долго не будет 100, как вверху, если вообще будет когда-либо. Чтобы быстро нагреть низ пробирки до кипения, держа при этом пламя сверху, необходим приличный перепад температур внутри самой жидкости, а его нет. 100 – и баста. У кипящей воды при комнатных условиях - ни больше и не меньше. И ещё: даже если, к примеру,  вполне теплопроводный  гвоздь нагревать  одним концом на конфорке, то конец этот быстро раскалится докрасна, а противоположный конец – не раскалится. Я могу немного ошибаться, но где-то так.

     В любом случае, чтобы продемонстрировать низкую теплопроводность воды, надо одновременно проводить аналогичный опыт с другой жидкостью, более теплопроводной. Со ртутью например, фиксируя время, когда что закипит. Но детям ртуть почему-то не дают в открытом виде. И в книжках даже не рисуют
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments